Знания исцеляют

Андрей Степанов - врач, кмн


Previous Entry Share Next Entry
Откуда пошло выражение "до свадьбы заживет"
glagolas
Родители при каждой болячке или ранке у ребенка обычно приговаривают: "до свадьбы заживет". Сегодня это глупо звучит, а на Руси свадьбу могли отменить за излишнюю худобу, шрамы или бледность невесты. Поэтому к моменту свадьбы все болячки и любая хворь должны быть залечены. А ребенок малолетний пусть хоть ноги поломает: "не переживай - главное, до свадьбы заживет!"

Особое внимание уделялось здоровью невесты, так как в средние века женщина практически непрерывно ходила беременной, рожала и вскармливала многочисленное потомство. Данные обстоятельства в совокупности с антисанитарией и отсутствием медицины неизбежно сокращали продолжительность жизни женщин, которая в средневековье была короче, чем у мужчин.

Приготовление к свадьбе шло в три этапа - сватовство, смотрины и рукобитье. Загодя девушку освобождали от тяжелой и травмоопасной работы, чтобы к смотринам она была в безупречной форме. В ходе смотрин родственницы жениха могли потребовать осмотра невесты без платья, а, чтобы это меньше смущало молодую девушку, проводили осмотр обычно под предлогом банных процедур.


В обычных крестьянских семьях девственность невесты мало кого волновала. Более того, наличие у невесты своего ребенка скорее было плюсом, так как гарантировало способность к деторождению. Наиболее важным дефектом считалась худоба. Ведь если при хорошем хозяйстве родня не смогла откормить девку, то худоба могло являться косвенным признаком болезни. За шрамы, синяки или прыщавость родня жениха могла потребовать увеличения приданого.


Чем выше был статус семьи жениха относительно социального уровня невесты, тем выше требования и к здоровью последней. Способность цариц к деторождению была принципиальной, так как отсутствие престолоприемника увеличивало вероятность смут. По этой причине здоровье царских невест часто оказывалось жертвой интриг.

Когда царю Михаилу Федоровичу исполнилось 20 лет, его мать царица-Марфа устроила смотрины невест, но сама уже выбрала для сына девушку из богатого рода Салтыковых. Однако Михаилу Федоровичу понравилась девушка из небогатой семьи Хлопова Мария. Незадолго до свадьбы Мария заболела - «рвало и ломало нутро и опухла была, а после была блевота».


Сославшись на подосланных врачей, Салтыковы убедили царя, что болезнь неизлечима, уговорили отменить свадьбу и сослать Марию в Тобольск. Ссылка была обоснована необходимостью скрыть Марию от глаз простого народа, которому она уже была представлена в статусе царской невесты.

Вторая попытка женитьбы для Михаила Федоровича также закончилась неудачей - Долгорукова Мария заболела на следующий день после свадьбы и через несколько недель умерла. Летописцы не исключают, что оба случая - следствие отравления с целью срыва неугодной для Салтыковых и матери царя свадьбы.

В итоге Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой - дочери мелкого помещика, что вновь не устраивало мать. Учитывая опыт предыдущих неудач, на этот раз невесту поселили в царские палаты и объявили царицей всего за 3 дня до венчания. Лишь на следующий день царь приказал пустить гостей, но даров и угощений не принимал.


Евдокия родила царю сына Алексея - второго царя династии Романовых. Но и собственная свадьба Алексея Михайловича также была расстроена по состоянию здоровья невесты. Из 200 претенденток для смотрин 18-летнему царю было отобрано 6 девушек.


Алексею понравилась Евфимия Всеволожская, которой настолько сильно перетянули головной убор, что во время официального представления перед царем та упала в обморок. Воспитатель царя боярин Борис Морозов поспешил распространить слух, якобы невеста больна падучей болезнью (эпилепсия). В результате Евфимию с родителями сослали в Тюмень.


Затем воспитатель позаботился о знакомстве царя с дочерью придворного Ильи Милославского, который принадлежал к сторонникам Морозова. В итоге Алексей Михайлович женился на Марие Милославской.


Более того, через десять дней после царской свадьбы, Морозов сам женился на второй дочери Милославского, таким образом связав себя с царем родственными узами. Учитывая данные обстоятельства, летописцы справедливо подозревают Морозова в организации срыва свадьбы царя с Всеволожской.

Нарожав царю 13 детей Мария Милославская умерла после 13-х родов от родильной лихорадки - послеродовое заражение крови в средние века являлось основной причиной смерти у женщин репродуктивного возраста. Вновь были организованы смотрины невест, на которых царю понравилась Авдотья Беляева. Морозов к тому времени умер, но Милославские не упускали возможность расстроить женитьбу царя для сохранения своего влияния при дворе. Ведь у царя еще оставались дети от Марии Милославской, которые могли претендовать на престол. Специально вызванный голландский врач во время осмотра невесты обнаружил оттопыренный палец на ноге, что послужило основанием для отмены свадьбы и ссылки Авдотьи в Сибирь. А Алексей Михайлович вскоре женился на Наталье Нарышкиной - будущей матери Петра I.


"До свадьбы заживет" - говорила мне в детстве бабушка и я представлял себе долгие годы, которых с лихвой хватит для заживления любых болячек. Однако есть такие болячки, которые не проходят ни к свадьбе ни много позже ее. Сейчас готовлю статью про угревую сыпь, которая у некоторых людей сохраняется после завершения полового созревания и трудно поддается лечению. Чтобы не пропустить обновления - подписывайтесь на самый популярный блог о медицине! А если у вас нет аккаунта в ЖЖ, подписывайтесь на обновления в Фэйсбук, Вконтакте, Телеграм и Твиттер.


Поделитесь интересной информацией с друзьями:

Featured Posts from This Journal


  • 1

То что рожали без брака крестьянки в больших количествах - подтверждаю. Я свою родословную изучаю и по этому случаю читаю метрические книги разных сел. Там каждый год в каждой деревне раз в пару месяцев рождался незаконорожденный. И женщин таких в принципе брали в жены, процент я не знаю.

И смертность действительно детская была ужасающей. Детей до 5 и младенцев было большинство в списках умерших. Больше чем стариков.


"В средние века на Руси внебрачные дети назывались безбатешными, пауголоками, байстрюками, ублюдками от слова блуд" Мне кажется это ярко показывает отношение общества к этому явлению. Я уже писал сейчас, что кормить женщину с чужим нахлебником в здравом уме никто не будет.

Влюбитесь по уши и рады будете кого угодно воспитывать (я уж не говорю про "кормить") лишь бы любимая была рядом и довольна. Как и миллионы других мужчин, которые воспитывают чужих детей.

Не примеряйте пожалуйста современные обычаи к прошлым временам темных людей с тяжелой жизнью. Какая нахрен любовь?
У моей прапрабабушки рано умерла мать, отец тут же отдал ее к родственникам жены. Девочка чуть ли не под лавкой жила, выполняла самую тяжелую работу. Так это был законно рожденный ребенок!

Не применяйте историю своей семьи на весь остальной мир. У меня в семье детей от первого брака (а это был конец 19 века) под лавку к родственникам не выгоняли. Если у вас прапрапрадедуля поступил как мудак, это не значит что все такие же.

Edited at 2017-11-07 09:10 am (UTC)

НУ, ОК. Тут спорить бесполезно))

да
история не на вашей стороне

Простите, что вмешиваюсь, но история, скорее, все-таки на стороне Вашего собеседника:)
Невозможно применять сегодняшние понятия ("влюбитесь по уши" и проч.) - к быту и нравам "простецов" даже 19-го века, не говоря уж о более ранних временах.
Я умолкаю, чтобы предоставить слово великому поэту:

"Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"

- И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
"Да как же ты венчалась, няня?"
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую...

Ну ок, влюбленность оставим этому времени, а вот отношения к детям как к ЧУЖИМ РТАМ это не зависит от времени, это зависит от конкретных людей. И в современное время можно чужих детей не любить и отказываться принимать, и в те времена могли так поступить. И с чужими, и со своими.

Но так же полно историй когда и усыновляли, и брали в жены с детьми от первого брака, и брали в жены с незаконорожденными - все это было. Я своими глазами видела все эти записи о браках и списки семей. Я, конечно, знаю только одну историю семьи 19 века с ребенком от первого брака, где более-менее известны отношения внутри семьи, и там все было ок, ребенок рос как обычный ребенок.

В любом случае, наличие незаконорожденных детей или детей от первого брака на женщине крест не ставило.

К концу 19-го века очень много поменялось, это уже "новые времена", как бы странно для нас это ни звучало:)
Особенно много поменялось (не сразу, постепенно) после 1861-го года.

А в традиционном обществе семья - это совсем не то, что мы сейчас понимаем (сознательный союз двух свободных людей, плюс их дети, хоть общие, хоть от прежних браков).
Нет, раньше брак - это соглашение между двумя родАми (да ещё и под контролем помещика-землевладельца). У самих жениха и невесты иной раз и не спрашивали - вот как у няни Татьяны.
При такой схеме брака статус "разведенки" и наличие прежних детей - это... это вообще ни в какие ворота. Да и не было, считай, такого понятия - "развод".
Вдова - это другое дело; ежели повезет, может ещё раз замуж выйти - за другого вдовца:)

Ну мы как-бы не устанавливали тут временны рамки, так что каждый обсуждает тот период, про который хоть что-то знает. Я вот более-менее знаю до 1880 х. про нравы, а все что раньше - только сухие записи в метрических книгах. Как там оно было при помещиках - я хз. Это ж все-таки рабство было.

По логике рабства, если бы родам или помещику было выгодно чтобы мужик в жены взял женщину с детьми, он брал как миленький.

И вдовцов, кстати, много было. Женщины умирали раньше и ассортимент вдовцов с детьми, которым нужна заботливая женщина в доме, был большой. Так что я, на месте какого-нибудь мужика, потерявшего жену, с радостью бы взяла в жены женщину с ребенком, у нее стопроцентов есть опыт ухода за детьми и на нее можно будет положиться.

Тут еще большой вопрос, что считать традиционным обществом. Слушаю на ютубе лекции Зализняка про берестяные грамоты. Там много всего интересного, ломающего стереотипы. Есть в том числе любовные записки, есть предложение заключить брак от жениха невесте (именно так, а не от сватов родителям невесты). И судя по берестяным грамотам, тенденция такая, что на отрезке времени 11-15 век, чем дальше, тем глубже всё во мрак погружалось. Снижался уровень личной свободы, общество становилось более иерархичным, снижался социальный статус женщин. Ну например, письма, адресованные разнообразному начальству, со временем приобретали все более и более лебезящий самоуничижительный тон. Процент женских писем от общего числа грамот с течением времени уменьшался. И т.д.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account